Ушел из жизни Борис Федорович Будников

26 апреля 2023

Борис Федорович Будников - Заслуженный мастер спорта СССР. Родился 16 февраля 1942 года в Саратове, воспитанник легендарного наставника Дмитрия Зворыкина, окончил ГЦОЛИФК по специальности тренер-преподаватель. С 1960 по 1986 год регулярно принимал участие в чемпионатах СССР и Спартакиадах народов СССР в составе сборной Москвы. Завоевал в различных классах яхт 20 медалей, в том числе 13 золотых, 5 серебряных и 2 бронзовые. В составе сборной СССР принимал участие в Олимпийских играх 1972 года (9-е место), 1976-го (4-е) и 1980-го (2-е). Чемпион Европы 1980 года (Хельсинки, Финляндия), серебряный призер чемпионатов Европы 1971, 1982 и 1983 гг. Серебряный призер чемпионата мира 1984 г. (озеро Гарда, Италия). Многократный победитель международных и союзных регат.

Спортивная биография Будникова началась в послевоенные годы. Он проводил летние каникулы у бабушки на Покровской горе, недалеко от Зеленой гавани подмосковного Клязьминского водохранилища. Именно там базировался Центральный водно-моторный клуб им. П.И. Баранова, в котором была сосредоточена большая парусная база. Уже в семь лет мальчишка мечтал о жизни под парусом, которую знал не понаслышке. Дядя, яхтсмен Константин Мельгунов, иногда позволял племяннику порулить яхтой-одиночкой «Ш-10» в акватории гавани клуба.

Борис не перестал мечтать о парусе и в школьные годы. Долгими зимними вечерами он думал о том, чтобы как можно быстрее на Клязьминском водохранилище сошел лед и начались тренировки. К счастью мальчика, в конце пятидесятых на берегу любимого водохранилища были созданы новые яхт-клубы: «Спартак», «Водник», «Энергия», «Труд». На базе ВЦСПС талантливый яхтсмен и тренер  Дмитрий Леонидович Зворыкин организовал одну из сильнейших в стране детско-юношескую спортивную школу. Именно в ней и начал осуществлять свою мечту Борис, которого сразу же определили шкотовым на швертбот класса «Ерш» к опытному рулевому Виктору Козлову.  О том, как Борис пришел в группу Зворыкина даже написали в статье "Митяй":

"Боря Будников был один из пятерых детей вдовой матери. Они жили неподалеку, в Долгопродном, и он самостоятельно начал ездить в яхт-клуб, когда ему было лет пять. Не знаю, кто его привел туда в первый раз. Ребята подшучивали над ним и предлагали ему яхту класса «Селедка», узкую и длинную. Она должна была быть каким-то особым рекордсменом, но в дело не пошла из-за своей никудышной остойчивости, а потому, кажется, две их штуки зря торчали в эллинге – никто на них не ходил. Боре сказали, что это специально для него, поэтому их никто не берет. Мальчик поверил и даже, глядя на других, собирался её ремонтировать."

В 1954 году, в 12 лет, он выиграл свои первые соревнования - чемпионат ДЮСШ «Энергия». Спустя два года в составе сборной команды «Буревестник» начал ходить на «Ерше» в качестве рулевого, регулярно участвовал во всех московских гонках. Его соперниками были именитые яхтсмены, гораздо старше и опытнее, но Будникову удавалось их побеждать. Сказывались ежедневные многочасовые тренировки, начинавшиеся в начале мая и заканчивавшиеся в конце октября. Жесткие условия необыкновенно красивого и в то же время сурового спорта молодого человека не пугали.

Когда Будникову исполнилось 14 лет, заниматься парусом стало трудно - умер отец. Как старшему из шестерых детей, ему пришлось содержать семью. Работал на заводе, по вечерам учился в техникуме, но при этом каждую свободную минуту посвящал парусу.

Гоняясь на «Ерше», Борис почти во всех соревнованиях был вторым. Тогда основным его конкурентом был Лев Рвалов. Противоборство двух яхтсменов продолжалось до 1959 года, пока в клубе «Буревестник» не появился новый класс - швертбот «Финн». Будников сразу перешел в него и уже через год завоевал титул чемпиона Москвы в классе «Финн» среди юношей и взрослых. В 1961-м его пригласили в ЦСК ВМФ, где тренировались сильнейшие яхтсмены. Но из-за недостатка веса достичь хороших результатов Борису не удавалось.

Чтобы увеличить физическую массу тела, яхтсмен начал упорно заниматься спортивной гимнастикой, легкой атлетикой, а зимой - лыжами. В результате физическая форма пришла в норму, но, тем не менее, в 1963 году руководство клуба предложило Будникову перейти в класс «Звездный».

Чтобы улучшать результаты, Борис с помощью периодических изданий, переведенных с английского языка на русский, постоянно изучал теорию. В настройке мачт и парусов, тактике ведения гонки помогали известные яхтсмены - Виктор Скачков и Владимир Васильев. Благодаря упорному труду, Будникову удалось сделать заметный скачок в результатах: если раньше он занимал 5-6 места, то в 1967 году начал завоевывать призовые.

Выступая в различных классах яхт, Борис завоевал 20 медалей: 13 золотых, 5 серебряных и 2 бронзовые. В классе «Звездный» яхтсмен успешно гонялся до 1972 года, а в 1973-м начал осваивать класс «Темпест» и в конце сезона со шкотовым Николаем Поляковым выиграл Балтийскую регату и чемпионат СССР.

В 1974 году Будникову удалось осуществить еще одну мечту - он начал ходить на килевой яхте «Солинг». Наивысших результатов спортсмен добился именно в этом классе. С 1974-го по 1976 год Борис гонялся с Валентином Замотайкиным и Николаем Поляковым, а в 1977-м в команду был включен младший брат яхтсмена - Александр Будников. В этом составе экипаж выиграл чемпионат Европы и стал серебряным призером Олимпийских игр 1980 года, регата которых проходила в Таллине.

Профессиональную карьеру яхтсмена Борис Федорович завершил в 1986 году. К этому времени он окончил ГЦОЛИФК, получив специальность тренера-преподавателя. До 1992 года работал старшим тренером сборной СССР по килевой части. После распада Советского Союза легендарному яхтсмену пришлось работать и сторожем, и строителем, и автомехаником, и водителем автопогрузчика.

В 2000-х годах профессионализм Бориса Будникова оказался востребован. Владельцы яхт, для которых парусный спорт стал образом жизни, приглашали его в качестве шкипера. У Бориса Федоровича появилась возможность не только выступать на яхтах класса «Дракон» на родной Клязьме, но и побеждать именитых яхтсменов. В 2008 году Борис Будников выиграл открытый чемпионат России в классе «Дракон», взяв, наконец, верх над давним своим соперником - датчанином Полом Йенсеном. А в 2011-м Борис Федорович стал лауреатом Национальной премии «Яхтсмен года» в номинации «Легенда парусного спорта».

26 апреля после продолжительной болезни сердце знаменитого яхтсмена остановилось.

Вся спортивная парусная общественность скорбит и приносит соболезнования родным и близким.

Прощание с Борисом Федоровичем состоится 28 апреля в 14-00 на Николо-Архангельском кладбище. 

Добро пожаловать, Гость!
ВКонтактеFacebookОдноклассникиЯндексGoogleMAIL.RUTwitter

  все видео о классе ФиннОфициальный представитель Devoti Sailing в РоссииМагазин спортивной экипировки H2O - скидки для членов Ассоциации класса ФиннВнешТрейдСервис - официальный партнер Ассоциации класса Финн по поставке оборудования и снаряжения для организаций

Скоро день рождения

13 декабря
Харитонов Денис

24 декабря
Разувалов Борис

25 декабря
Марчевский Алексей