Стратагема Развития - Василий Сенаторов о грядущих переменах в Федерации

27 ноября 2016

В наши руки попала копия готовящегося к выходу номера журнала Yacht Russia. Вводная статья издателя этого журнала президента Международной Ассоциации класса Дракон Василия Юрьевича Сенаторова "Стратагема развития" посвящена грядущей Конференции Всероссийской Федерации Парусного Спорта, она очень актуальна, несет анализ и отражает атмосферу назревающих перемен во Всероссийской Федерации Парусного Спорта. Учитывая большой интерес к данной теме и короткий срок, оставшийся до отчетно-выборной конференции, мы взяли на себя риск опубликовать эту статью, не дожидаясь поступления журнала на прилавки.   Заранее приносим извинения автору. Надеемся, что он не будет иметь претензий к нам.

Вашему вниманию статья

СТРАТАГЕМА РАЗВИТИЯ

ЧУВСТВО РЕАЛЬНОСТИ

Что-то пошло не так… Вот основное ощущение от цепочки событий в Северном полушарии. Это и роковая самоуверенность тори в Англии, собственноручно спровоцировавших обвал под названием Брексит. Это и заблуждения американского истеблишмента, посчитавшего, что демократическим обществом можно управлять с помощью манипуляции общественным мнением. В результате – провал политтехнологов, бламаж экспертов и обвал доверия к лживой прессе.

Спортивная политика – свой, относительно небольшой мирок, в котором, однако, происходят те же процессы, что и в большой. Прекраснодушная надежда на стабильность бюрократических образований выливается в крушение надежд власть предержащих. Почему-то в головах большинства начальников засел тезис из фильма Звягинцева «Левиафан», который формулирует придворный священнослужитель: «Всякая власть – от Бога!».

А власть-то, на самом деле, – от людей! Это наглядно доказали выборы президента всемирной федерации парусного спорта World Sailing. Впервые в истории этой организации состоялись выборы, которые проиграл действующий президент! Мне жаль Карло Кроче. Он, безусловно, хороший и заслуженный человек, желавший сделать в меру своих возможностей только доброе для паруса. Только возможностей оказалось меньше, чем он предполагал. Многие предвыборные обещания остались невыполненными, а некоторые ситуации оказались провальными. Как, например, потеря паруса в паралимпийской программе 2020.

Обострила ситуацию и запоздалая, спровоцированная менеджерами федерации революционная программа возможных перемен в программе Игр в Токио, которая практически парализовала спортивное сообщество в последние месяцы своей неопределенностью.

Так что обещания надо выполнять. Я на всю жизнь запомнил простые, но выстраданные опытом слова лидера Сингапура Ли Кван Ю, на встрече с которым мне посчастливилось побывать. «Знаете, в чем успех нашей партии? – спросил он бизнесменов, собравшихся в небольшом зале: – Мы всегда выполняли то, что обещали людям».

Люди – адаптивные, но не одноклеточные существа. Они будут поддакивать, соглашаться, давать политкорректные ответы… Но в день выборов проголосуют так, как им подскажет внутренний голос. Политические процессы подобны торфяному пожару. Его признаков не видно до поры, до времени, а потом в разверзшийся огонь рушатся целые деревни…

Людям нельзя бесконечно врать и думать, что вокруг тебя дураки и быдло, которое ничего не замечает и все хавает…

Итак, новым президентом WSстал датчанин, драконист Ким Андерсен. Современный, эрудированные яхтсмен, прошедший огромную школу служения мировому парусу в качестве сначала члена, а затем и председателя ключевого комитета по оборудованию. Он не просто пришел сам, но и привел значительно обновленную команду вице-президентов, нацеленных на тяжелую работу по эволюционному приближению паруса к запросам дня с учетом всей неоднородности развития нашего спорта на планете.

Как эта команда будет рулить главным судном мирового флота, покажет время. Но понятно, что контроль и присмотр за новым экипажем будет самым тщательным.

А ЧТО У НАС?

Перейдем теперь к делам насущным, российским. И у нас подошло время выборов президента и президиума. И здесь появился альтернативный кандидат. А что это значит? То, что парусная общественность недовольна результатами работы нынешней команды во главе с действующим президентом. В вину ставят излишнюю забюрократизированность и негибкость аппарата, отсутствие внимания к нуждам регионов, фаворитизм… Думаю, не стоит недооценивать возможности конференции, которая может повести себя по любому сценарию под влиянием эмоциональных выступлений, а постараться самим сначала разобраться на заключительном президиуме: что же не сделано или сделано не так? Конкретно, индивидуально и честно отчитаться перед собой и коллегами о свершенном и неудавшемся. Мы же общественная организация. Нас никто не заставляет в ней работать. Мы приходим туда по зову сердца и по принципу «кто, если не я?» В ней не место карьеристам и людям, пытающимся накрошить себе салатики из общественных продуктов, а также равнодушным и случайным попутчикам. Мы работаем не первый год вместе и хорошо понимаем, кто чего стоит.

Тем более, что денег в ВФПС как не было, так и нет. Половина попечительского совета затаилась, так и не услышав за четыре года ни одного вразумительного отчета об использовании денег, в том числе и на провальные проекты бывшего директора по маркетингу. Спонсоров не прибавилось, хотя четыре года назад были продекларированы широкие планы. Законы по беспошлинному ввозу спортивных судов и упрощению их регистрации так и не заработали, отечественное судостроение как умирало, так и дохнет, несмотря на сотрясения воздуха об импортозамещении…

Парус нашел только одну устойчивую точку роста – в Монако, при всей спорности ветровых и волновых достоинств тамошней акватории.

И наивно думать, что бронзовая медаль, завоеванная не благодаря, а вопреки расчетам главного советника президента по олимпийскому спорту, может оправдать все промахи. Круговерть главных тренеров, копошение перед выборами и назначением нового с подтекстом «а насколько будет действующий лоялен и управляем?», отсутствие твердых перспектив по финансированию сборной ставят высокие планы под сомнение.

Все, что я говорю, можно расценить как пустое критиканство. Но я обещал и предлагаю в этой заметке конкретные методы по выходу из кризиса.

ОЦЕНИМ СИТУАЦИЮ

1 Является ли Россия развитым парусным государством мира?

 – И да, и нет. Если судить по тому, кому на планете принадлежит самое большое парусное судно в мире, – то да. Яхта «А» Андрея Мельниченко не только превзошла все парусные суда по размеру, но и вызвала ожесточенные споры традиционалистов и модернистов. То есть эта лодка не сходит с главных страниц всех парусных изданий мира, неся сигнал: «Россия опережает всех по вложениям в парус». Если прибавить к флагману немалое количество макси-яхт под офшорными флагами, которыми владеют россияне (причем имена их владельцев – секрет Полишинеля), то получится очень солидный флот.

Однако если посчитать деньги, которые в России отпускают на парусный спорт, то наша страна мало чем будет отличаться от государств третьего мира. Удивительно, что мы вообще медаль получить ухитрились!

Словом, в парусе отчетливо видно чудовищное расслоение между богатыми и бедными!

2 Есть ли в России условия для развития паруса? – Тоже, и да, и нет. У нас самая протяженная длина морских берегов. И пусть, что в основном на Севере. Балтийское побережье у Питера и Калининграда, Черноморская ривьера, Крым, наконец, а также громадная сеть рек и бесчисленное количество озер позволяют поставить под парус практически все население страны. Только вот инфраструктуры нет. Множество бывших яхт-клубов погибли в руках девелоперов. И только отдельные примеры говорят о том, что не все безнадежно.

Скажем, «Геркулес» и «Газпром» в Питере. Сумел же Владимир Любомиров убедить А. Б. Миллера, что яхт-клуб станет отличным элементом берегового ландшафта, оттеняющим величественность башни, а кроме того – важным свидетельством социальной ориентированности гиганта экономики.

Сумел же Михаил Ермаков уберечь и развить свои «7 футов», и этот клуб стал жемчужиной в преображенном облике Владивостока.

Словом, у нас есть и отрицательные, и положительные примеры взаимодействия энтузиастов с бизнесом. Есть, как сейчас говорят, «кейсы», на которых можно строить взаимодействие между общественностью и властью.

3 Есть ли в России тяга к парусу? – Безусловно!

Если когда-нибудь администраторы федерации зададутся целью посчитать количество людей, прикоснувшихся к парусу и увлекшимся им, то цифра их ошеломит. В параллельных мирах с федерацией живут тысячи любителей, организующих школы, выезды, походы и регаты. Парус открыл мир для десятков тысяч соотечественников. И что очень важно, для их детей. Из которых, как мы знаем, и могут вырасти чемпионы.

Говоря иными словами, в российском парусе вертятся огромные деньги, у России огромный водный потенциал и сотни тысяч людей, симпатизирующих нашему спорту.

ВМЕСТЕ ПОБЕДИМ

1 Как собрать деньги на детский и олимпийский спорт? – Очень просто: уважительно и убедительно переговорить с владельцами супер-яхт о той огромной и важной роли, которую они могут сыграть в развитии любимого увлечения у себя на родине. Я убежден, что отнюдь не все богатые люди в нашей страны лишены стыда и совести. Более того, многие из них – патриоты. И хотят участвовать в позитивных процессах. Те, кто не боятся показывать свои деньги и готовы быть публичными меценатами, я уверен, не откажут потратить считанные проценты от стоимости годового содержания своих яхт на целенаправленную благотворительность. Тем более что квалифицированные консультанты из числа бывалых капитанов, которых вполне под силу привлечь федерации, смогут дать дельные советы, как эти деньги сэкономить в годовых бюджетах (конечно, если владельцы этого захотят).

Думаю, что они помогут при одном условии: деньги будут собираться и тратиться через отдельный фонд, идти на развитие олимпийского и детского спорта, а не на нужды администрации и коммерческие проекты. Возглавить фонд должны люди с безупречной деловой репутацией, которые смогут отчитаться за каждую копейку перед меценатами.

А президент и вице-президенты самой федерации войдут в структуру, только сделав собственные взносы.

А те, кто в силу различных причин не готовы разглашать публично имена владельцев офшоров, на которые записаны их лодки, смогут сделать взносы анонимно.

2 Как обеспечить устойчивый рост инфраструктуры? – Здесь необходимо подключить членов Наблюдательного совета, среди которых немало высокопоставленных чиновников. Цель – закон о том, что при выделении прибрежных участков под девелопмент местные власти обяжут застройщика использовать часть территории под строительство яхт-клуба. Особенно в местах, где такие клубы раньше существовали.

3 Как развивать массовость федерации? – Тоже просто. Надо перестать игнорировать огромное количество людей, интересующихся парусом, а собрать их и постараться понять, в чем же их общественный запрос и почему десятки тысяч людей не находят дорожку в ВФПС. Лидеры мнений этих параллельных сообществ хорошо известны всем на Фейсбуке, да и наш журнал неоднократно писал о них. Их надо собрать и совместно нащупать точки соприкосновения интересов. Формула «не заплатит – отключим газ» не только не работает, но и чертовски вредна в общественных объединениях. Членам парусного сообщества нужно предложить позитивную сторону членства в федерации. Хотели же четыре года назад, например, получить льготы у страховщиков для членов федерации. Не сумели, потеряли интерес к проекту… За это время все страховые компании перестали вообще страховать парусные яхты, особенно участвующие в соревнованиях, на территории России.

Огромная армия шкиперов, которые являются драйверами и основными действующими силами чартерных походов и любительских регат за рубежом, получали свои знания, в основном еще в советское время. И уж они точно понимают, что все это им тогда дала федерация парусного спорта СССР и клубы, армейские и профсоюзные. Все эти люди – патриоты, то есть переживают за успехи наших профессионалов на международных регатах и хотят, чтобы детский парус в стране развивался.

Они могут стать основной массой агитаторов за вступление приобщающихся к парусу людей в ВФПС, но лишь в том случае, если их убедить, что взносы и возможные спонсорские деньги пойдут действительно на дело, а не на содержание аппарата и частные проекты.

Словом, много можно сделать новому составу президиума и президенту ВФПС, если в своей работе вновь избранные (переизбранные) персонажи будут работать одной командой, исключат келейность и фаворитизм, не будут терпеть бюрократов-бездельников, закончат с лоббированием узких интересов и перестанут заискивать перед властными структурами. У нашего любимого дела гораздо больше союзников, чем представляет себе исполком федерации. К ним нужно искать и находить подход. А для этого нужно изменить собственный подход к служению парусу. Равнодушным, неумехам и карьеристам в руководящих органах – не место.

С уважением к коллегам и всем любителям паруса

Василий Сенаторов,

издатель

Добро пожаловать, Гость!
ВКонтактеFacebookОдноклассникиЯндексGoogleMAIL.RUTwitter

  все видео о классе ФиннОфициальный представитель Devoti Sailing в РоссииМагазин спортивной экипировки H2O - скидки для членов Ассоциации класса ФиннВнешТрейдСервис - официальный партнер Ассоциации класса Финн по поставке оборудования и снаряжения для организаций

Скоро день рождения

03 ноября
Воронин Даниил

05 ноября
Боровяк Алексей

05 ноября
Старостин Иван

06 ноября
Потапов Яков

09 ноября
Григорин-Рябов Александр

16 ноября
Малюта Сергей

17 ноября
Петров Дмитрий

17 ноября
Степанов Сергей