Лавров Иван Петрович – Первый Главный тренер сборной команды СССР по парусному спорту

24 января 2015

Лавров Иван Петрович родился в Москве 24 января 1911-го года. Первый Главный тренер сборной команды СССР. Заслуженный Тренер СССР. С ним связан весь советский парусный спорт. Закончил государственный институт физкультуры им. И.В.Сталина в составе первого выпуска. С 1937 года работал в Спорткомитете СССР (хотя комитет несколько раз менял свое название, Союз спортивных обществ и организаций СССР, комитет при Совмине, комитет Совмина и т.п.). И.П. Лавров был прекрасным организатором. Хорошо ориентировался в обстановке (политике комитета). Он один долгое время осуществлял работу со сборной командой СССР (сборы, участие в соревнованиях, материальная часть и т.д.). Кроме этого на нем лежала подготовка и проведение Всесоюзных соревнований. Только после 1960 года кроме него в комитете появились еще ставки тренеров. Фактически Иван Петрович Лавров стал первым государственником, системно выстроившим и поднявшим Парусный Спорт в СССР, и во многом благодаря деятельности которого стали возможными Олимпийские медали Советских спортсменов на Олимпийских Играх 1960-го года. О том, как была поставлена и шла работа по достижению этого результата в значительной степени посвящена его статья об итогах Олимпийских Игр 1960-го года. 

Представляем Вашему вниманию статью Заслуженного Тренера СССР Ивана Петровича Лаврова «ОЛИМПИЙСКАЯ ПАРУСНАЯ РЕГАТА В НЕАПОЛЕ».  Полную версию смотрите в журнале "Календарь Финниста 2013-2014"

Кондаков Анатолий Николаевич, руководитель Спортсудорегистра СССР в 1980-е годы:
С Иваном Петровичем Лавровым я познакомился на чемпионате СССР в Риге в 1968 году. В последующие годы, эпизодические встречи, связанные с решением текущих задач, не давали возможности поговорить о проблемах парусного спорта. Ситуация изменилась в 1979 году, когда я пришёл работать в отдел парусного спорта Спорткомитета СССР. Все сотрудники отдела работали в здании комитета в одной комнате и, естественно мы плотно общались друг с другом и, не только по рабочим вопросам. В то время я и узнал, что Иван Петрович начал работать во Всесоюзном комитет по физкультуре и спорту при СНК СССР, образованном в 1936 году. В 1987-м году мы отметили 50-лет его работы в структуре спорткомитета, в качестве тренера по парусному спорту. В этом же году он ушёл на пенсию. За время общения мы много раз говорили о проблемах и перспективах развития парусного спорта в нашей стране. И, не всегда, приходили к единому мнению. Задолго до моего прихода в Спорткомитет, Иван Петрович был заслуженным тренером страны и пользовался огромным уважением среди яхтсменов. За его «плечами» была не только победная Олимпиада 1960 года в Риме, когда Т.А. Пинегин выиграл первую в СССР золотую медаль, но и многие другие. После удачного выступления в Риме, он был один из главных идеологов расширенного строительства яхт олимпийских классов на наших верфях (их было всего две в Таллине и Ленинграде). В то время практически не было оппонентов этой концепции, так как все яхтсмены поголовно были захвачены олимпизмом. И, как показало время, в 60-е годы это работало и давало результат. Было построено значительное количество хороших гоночных яхт не уступающих, закупленным из-за рубежа. Зачастую сами гонщики участвовали в строительстве этих яхт. Этому во многом способствовала активная позиция Ивана Петровича. При этом, национальные классы яхт(«М-ка» и « Ёрш») вывели из программы строительства. Но, как показало время, уже в 70-е годы свёртывание строительства яхт национальных классов вылилось в резкое уменьшение числа яхтсменов в нашей стране. А, вторая половина 70-х, когда доминирующим материалом стал пластик, количество яхт олимпийских классов стало резко снижаться.
В середине 70-х, Иван Петрович переходит на организационную работу. Он много лет готовил и проводил регаты на Балтийском и Чёрном море, на Онежском озере и Волге. В зимний период он активно занимался развитием буерного спорта. Среди его учеников были чемпионы Мира и Европы в классе «DN». Популярный у нас класс «ХV-монотип», с уходом И.П.Лаврова на пенсию стал потихоньку « ужиматься» в количестве и, уже нет того размаха в гонках этого класса.

Михаил Петрига, Мастер Спорта Международного Класса, первый Исполнительный Директор Всероссийской Федерации Парусного Спорта:
Такое явление , как Иван Петрович Лавров трудно описать словами , но это несомненно история парусного спорта в моей стране , которая называлась Советский Союз! Ходили легенды о том, как Иван Лавров по репарации вывозил из Германии парусные яхты для возрождения послевоенного парусного спорта, как участвовал в подготовке к первой послевоенной Олимпиады в Хельсинки . О том как он пробивал Советскую партноменклатуру , готовя зараннее много вариантов бумаг, в которых не хватало только подписей разного рода начальников для организации верфей, проведения многочисленных новых регат и т.д. и т.п.
Я познакомился с Иван Петровичем Лавровым в 1980 году, когда начал гонятся на крейсерах на Всесоюзных регатах на Онежском озере , а потом на Балтийском и Чёрном морях. "ДЕД" , как мы его ласково звали за глаза , тогда возглавлял в Управлении Парусного и Гребного спорта Спорткомитета СССР всю крейсерскую и буерную часть, которая не давала международных поездок и поэтому молодых парусных функционеров по большей части не интересовала . Что конечно в нём сразу привлекало - так это спокойная и, в тоже время, сильная внутренняя воля профессионала , который не говорит лишних слов , но всё вокруг как-то ему подчиняется и материализуется. По крайней мере я не помню , чтобы Иван Петрович Лавров с кем-нибудь спорил, хотя меня, тогда ещё " молокососа", он внимательно выслушивал и что-то записывал себе в тетрадь. И эти дискуссии были нормальным явлением, чего так не хватает сегодня...
Главное, что Иван Петрович был государственно мыслящим организатором парусного спорта и всю жизнь посвятил именно этому – занимался строительством верфей, организацией сборной команды, массового спорта. В его время, когда еще не было олимпийских медалей, благодаря ему сборная команда СССР только в классе Финн состояла и выезжала на сборы-соревнования в составе из 15-ти (!) финнистов. В те времена, когда Иван Петрович отошел от сборной, он всецело посвятил себя развитию любительского и массового спорта через крейсерские яхты и буерный спорт, где не было гонок за медалями. Его статья об итогах Олимпийских Игр 1960-го года, где Советскими яхтсменами были завоеваны первые Олимпийские медали, говорит сама за себя о его глубине и профессионализме подхода к развитию парусного спорта.

ОЛИМПИЙСКАЯ ПАРУСНАЯ РЕГАТА В НЕАПОЛЕ

И. П. Лавров,
заслуженный тренер СССР

Олимпийские игры 1960 года явились не только огромным спортивным состязанием современности, но и большим общественно-политическим событием. Игры прошли в духе дружбы и товарищества и продемонстрировали смотр достижений спортсменов всех континентов.

В воскресенье, 11 сентября 1960 года, на столичном стадионе «Форо Италико» в Риме в последний раз прощально прозвучали фанфары, и в светильнике медленно угас олимпийский огонь, возвестив о закрытии XVII Олимпийских игр. На световом табло, где еще вчера фиксировались результаты упорных поединков спортсменов, ярким светом вспыхнули слова: «До свидания в Токио».

Закончились поединки спортсменов, но борьба продолжается: впереди новые олимпийские встречи, новые спортивные достижения. И кто знает, может быть, 'тот, кто в Риме потерпел поражение, в Токио поднимется на самую высокую ступень пьедестала почета.

Тем и примечательны олимпийские игры, что они способствуют развитию спорта во всех странах и достижению вершин мастерства. Раз в четыре года собирается на праздник мира и дружбы молодежь пяти континентов.

Римские олимпийские игры показали, что на свой всемирный праздник спортсмены приехали преисполненные искренними чувствами дружбы, товарищества и взаимного уважения. Многочисленные встречи, состоявшиеся между различными делегациями, беседы, совместные вечера, различные знаки внимания, которые оказывали спортсмены друг другу,— все это свидетельствовало о доброй и хорошей атмосфере дружбы и товарищества, сложившейся на Олимпиаде.

Советские спортсмены достойно представляли советский спорт на Олимпийских играх и своими успехами продемонстрировали достижения Советского Союза в области физической культуры и спорта.

В острой и напряженной спортивной борьбе спортсмены нашей страны завоевали 103 олимпийские медали, в том числе 43 золотые, набрав 683 зачетных очка, заняли первое общекомандное место, опередив на 219.5 очка команду Соединенных Штатов Америки

Особенно успешно выступили на олимпийских состязаниях советские легкоатлеты, гимнасты, штангисты, фехтовальщики, гребцы. Впервые на олимпийских играх добились высоких результатов велосипедисты, парусники и конники. Хорошо выступали ватерполисты, баскетболисты и стрелки.

«Олимпийские игры прошли в хорошей обстановке и, бесспорно, содействовали укреплению доверия, взаимопонимания и дружбы между народами всех стран. Наши спортсмены оправдали надежды советских людей. Это очень приятно»,— так охарактеризовал победу спортсменов нашей Родины Никита Сергеевич Хрущев. Эти слова и признание советским народом достижений спортсменов СССР на Олимпийских играх воодушевляет всех физкультурников страны на новые спортивные успехи во славу великой Родины.

В отличие от других видов спорта, Олимпийская парусная регата проходила не в Риме, а в Неаполе с 29 августа по 7 сентября и явилась самым крупным в истории олимпийских игр соревнованием по парусному спорту как по количеству стран и участников, так и по высокому уровню спортивного мастерства. На регату в Неаполь съехался 361 спортсмен из 46 стран.

Некоторая демократизация, наметившаяся в мировом парусном спорте за последние годы, позволила включить в программу XVII Олимпийских игр гонки на небольших, сравнительно дешевых яхтах и швертботах, доступных широкой массе любителей парусного спорта.

Из крупных яхт был допущен «5,5-метровый» гоночный R-класс, который является по своим габаритам самым мелким классом из всех яхт международного R-класса. Остальные классы («Дракон», «Звездный», «Летучий голландец» и «Финн») — обычные мелкие спортивные парусные суда-монотипы, строящиеся во всем мире по единым чертежам.

Этим и объясняется рекордное количество стран, яхт и спортсменов, принявших участие в Олимпийской парусной регате в Неаполе.

Небезынтересны данные о количестве стран и участвующих яхт в четырех последних олимпиадах:

Эти данные свидетельствуют о развитии парусного спорта во всем мире.

XIV Олимпийские игры 1948 г.— 21 страна, 75 яхт

XV Олимпийские игры 1952 г. — 29 стран, 93 яхты

XVI Олимпийские игры 1956 г. — 27 стран, 71 яхта

XVII Олимпийские игры 1960 г. — 46 стран, 138 яхт

Из 46 стран — участников регаты—13 стран выставили полные команды во всех пяти олимпийских классах яхт: Австралия, Австрия, Багама, объединенная команда ГДР и ФРГ, Испания, Италия, Канада, Португалия, СССР, США, Франция, Швейцария и Швеция.

По 4-м классам участвовало 7 стран, по 3-м — 5, по 2-м — 9 и по 1-му—12 стран. В регате участвовало 19 яхт «5,5-метрового» класса, 27 — класса «Дракон», 26 — «Звездный», 31 — «Летучий голландец» и 35 — «Финн».

Быстрое развитие олимпийских классов яхт за последние годы резко повысило значение олимпийских парусных регат как крупнейших международных соревнований по парусному спорту. Заметно возросло и спортивное мастерство по этим классам: соревнования в; Неаполе были наиболее трудными за последнее время.

Наша команда встретилась с командами США, Швеции, Англии, Италии, Дании, Австралии, Норвегии и других стран, которые, судя по результатам трех последних олимпиад и мировых первенств, были сильнейшими в мире.

Не секрет, что к XVII Олимпийским играм яхтсмены многих стран тщательно готовились.

Кто же из спортсменов будет основным претендентом на получение золотых, серебряных и бронзовых олимпийских медалей? Этот вопрос волновал многих. Ведь среди участников находились чемпионы мира, отдельных континентов и региональных соревнований, и трудно было сказать, кто из них одержит победу в Неаполе.

В одном только «Звездном» классе, где все основные конкуренты имели на парусах золотые, серебряные и голубые звезды, присваиваемые чемпионам, были: десятикратный чемпион Европы, трехкратный чемпион мира и победитель Олимпийской парусной регаты в Хельсинки итальянец Августино Страулино, португалец X. Квина, американец Пэркс, швейцарец X. Бринер, багамец Д. Ноульс, немец Б. Сплит и многие другие, среди которых были и наши, пока еще никому не известные, Тимир Пинегин (рулевой) и Федор Шутков (матрос). Именно им и было суждено выше всех подняться на пьедестал почета после регаты.

В классе «Летучий голландец» приняли участие все сильнейшие гонщики мира, среди которых были: чемпион мира 1959 года итальянец М. Капио, чемпион мира 1958 года и победитель Олимпиады в Мельбурне австралиец Р. Тэскер, чемпион мира 1957 года немец Р. Мулка и многие другие.

В числе сильнейших гонщиков были и московские студенты Александр Шелковников (рулевой), Виктор Пильчин и Олег Уловков (матросы).

Однако победа в этом классе осталась за самым молодым участником регаты—18-летним норвежцем П. Люнде.

Из сильнейших участников в классе «Финн» на гон« ки в Неаполь прибыли: победитель четырех последних олимпиад датчанин П. Эльвстрем, бельгиец А. Нели, занимающий неизменно на всех международных соревнованиях вторые места за П. Эльвстремом, а также молодой инженер-судостроитель из Таллина Александр Чучелов и многие другие сильнейшие гонщики мира.

В «5,5-метровом» классе и классе «Дракон» участвовали известные всему миру рулевые, победители ряда международных регат и отборочных соревнований, проведенных перед Олимпиадой.

Большинство спортсменов имело огромный опыт международных встреч в предыдущие годы. Успешному выступлению наших яхтсменов также помог опыт участия в международных соревнованиях.

По возрасту всех соревнующихся можно разделить на две группы: от 30 до 50 лет — они составляли экипаж килевых яхт («5,5-метровый», «Дракон» и «Звездный») —и от 18 до 25 лет — экипаж швертботов («Летучий голландец» и «Финн»). Но были и исключения из этого, например сильнейшие швертботисты П. Эльвстерм (Дания), X. Стэш (Ю. Африка), С. Доуэс (Англия), возраст которых колебался в пределах от 32 до 56 лет.

В состязаниях принимали участие 73 яхты, построенные в 1960 году, и 27 яхт — в 1959 году. Только 25 яхт были сооружены в более поздние годы. Таким образом, укоренившееся мнение о том, что высокие результаты можно показать на яхтах после многолетней настройки, оказалось несостоятельным.

В отличие от предыдущих олимпиад, где паруса в основном состояли из хлопчатобумажных тканей, все яхты были вооружены парусами из искусственного волокна, преимущественно из супердакрона и нейлона.

В «5,5-метровом» классе на Олимпиаде было представлено 10 различных конструкций яхт. Из них заслуживают внимания яхты, построенные в 1960 году и сконструированные на слабый ветер американским конструктором Р. Хаитом (1 яхта), шведским конструктором Б. Олсоном (5 яхт) и швейцарцем Г. Каппоне (5 яхт).

В классе «Дракон» лучшие результаты были показаны на яхтах, построенных в 1960 году датской фирмой Боресен. В «Звездном» классе первые четыре места завоевали спортсмены на яхтах американской фирмы «Олд Гринвич» (постройки 1956—1958 годов), а в классе «Летучий голландец» — итальянской фирмы «Алпа» и немецкой фирмы в г. Мёльн (постройки 1959—1960 годов).

В классе «Финн» все участники Олимпийской регаты получили швертботы итальянской постройки 1960 года с дакроновыми парусами.

Надо отдать должное итальянским спортивным организациям. Они проделали огромную работу для того, чтобы принять в Неаполе посланцев 46 стран, подготовить три отличные дистанции для гонок на Неаполитанском заливе, спортивные сооружения яхт-клубов, обеспечить гонки обслуживающими кораблями, судейскими коллегиями, группами переводчиков, поставить службу информации, организовать места размещения и питания спортсменов и обслуживание их транспортом.

Организационным комитетом было сделано все для того, чтобы Олимпийская регата в Неаполе прошла успешно.

Итальянский народ тепло и дружески принимал посланцев пяти континентов, отдавая дань уважения Олимпийским играм и проявляя сердечное гостеприимство.

В своем послании участникам XVII. Олимпийских игр Председатель Совета Министров СССР Никита Сергеевич Хрущев подчеркнул: «Олимпийские игры — хорошая традиция международного спортивного движения. Олимпийский огонь зажигает в сердцах людей дух товарищества, зовет к честному соревнованию, способствует укреплению дела мира и взаимопониманию...»

Послание Никиты Сергеевича Хрущева участникам XVII Олимпийских игр нашло живой отклик среди спортсменов и сыграло огромную роль в установлении духа подлинной дружбы и товарищества.

В третий раз советские яхтсмены принимают участие в олимпийских играх. Дебют в Хельсинки в 1952 году на XV Олимпиаде был неудачен. Мы не имели тогда достаточного опыта выступлений в столь крупных и ответственных международных соревнованиях, какими являются олимпийские игры.

На XVI Олимпийских играх в Мельбурне в 1956 году наша команда несколько улучшила свои результаты, заняв средние места, но ни в одном классе не вошла в зачетную шестерку и проиграла гонки сильнейшим командам мира: Швеции, США, Англии, Дании, Австралии, Италии и другим. По общему уровню развития парусного спорта как по количеству яхт и спортивных сооружений, так и по числу занимающихся парусным спортом наша страна в то время отставала от многих других стран. Поэтому рассчитывать на улучшение результатов на Олимпиаде при таком положении было невозможно. Необходимо было ликвидировать имеющееся отставание в парусном спорте, развернув спортивно-массовую и тренировочную работу в физкультурных организациях по олимпийским классам яхт.

Сразу же после Хельсинской олимпиады за эту работу взялся весь спортивный парусный актив.

До XV Олимпийских игр у нас в стране не было яхт международных классов вовсе. Было решено построить специальные верфи спортивного судостроения. Большое количество новых яхт было направлено с верфей в различные физкультурные организации страны, что способствовало развитию массовой спортивной работы на местах, а также выдвижению из числа молодежи перспективных яхтсменов.

За годы, прошедшие после Мельбурна, мастерство наших парусников значительно выросло во всех классах яхт. Советский парусный спорт стал более массовым — одна из отличительных черт нашего движения вперед. Именно массовое физкультурное движение способствует выявлению новых спортивных талантов, могущих с успехом защищать честь советского спорта на международной арене.

Достаточно сказать, что в целях создания условий более широкому кругу спортсменов-парусников для их спортивного совершенствования с 1956 по 1960 год количество яхт олимпийских классов было увеличено более чем в пять раз. Соответственно возросло в пять раз и число спортсменов-парусников, совершенствующихся на этих классах яхт.

Меры, принятые для развития работы по парусному спорту в стране, обеспечили быстрый рост нового отряда мастеров спорта. Повысилась плотность результатов ведущих спортсменов, обострилась спортивная борьба на первенствах страны, что в конечном итоге привело к обновлению нашей олимпийской команды. За истекший период более чем в три раза возросло количество мастеров парусного спорта и спортсменов первого разряда, составляющих основной резерв для отбора и подготовки сборных команд страны, союзных республик, спортивных обществ и ведомственных организаций. Повысился качественный состав занимающихся парусным спортом; количество спортсменов-разрядников к общему количеству занимающихся возросло с 20,9 процента до 26,2 процента.

Советскими тренерами разработан и применен новый, наиболее прогрессивный, соревновательный метод тренировки яхтсменов, предусматривающий резкое повышение объема тренировочной работы и приведение ее в соответствие с тренировочной нагрузкой сильнейших гонщиков мира.

Проделанная работа не пропала даром. Появилась возможность впервые принять участие в XVII Олимпийских играх на равных условиях с сильнейшими командами мира. Однако неудачные выступления наших яхтсменов на предыдущих олимпиадах и международных встречах заставили нас очень осторожно подойти к прогнозу результатов XVII Олимпийских игр. Предполагалось, что команда СССР должна получить не менее 6 очков, при условии, если все наши участники выполнят свои обязательства и каждый из них займет не ниже 6-го (призового) места.

Были ориентировочно учтены возможности и других стран. Такие страны, как Дания, Норвегия, Греция, Швейцария, Аргентина, были недостаточно оценены, и их успехи на Играх были неожиданностью не только для нас. С другой стороны, парусники Швеции, Англии, Австралии, традиционно занимавшие первые места на всех предыдущих олимпиадах, на этот раз были переоценены.

Успешное выступление нашей олимпийской команды превзошло все наши ожидания. В течение семи дней не утихали жаркие схватки и поединки на трех олимпийских дистанциях в Неаполитанском заливе. Тысячи неаполитанцев и туристов были свидетелями захватывающих состязаний, отдавая должное мастерству победителей и дань снисхождения побежденным за их упорство в достижении цели.

В дни регаты Неаполь был в центре внимания всей мировой общественности. Миллионы любителей спорта во всем мире ежедневно с нетерпением раскрывали утренние газеты, жадно ловили по радио сообщения комментаторов, заочно переживая перипетии соревнований, развернувшихся в Неаполитанском заливе.

История олимпийских игр еще не знала столь крупных и захватывающих спортивных состязаний как по своему размаху, спортивному мастерству, так и по остроте поединков и встреч.

В те дни любители спорта по достоинству оценили мастерство советских олимпийцев: Тимира Пинегина, Федора Шуткова, Александра Чучелова, Александра Шелковникова и Виктора Пильчина.

Экипаж нашей яхты «Звездного» класса под управлением Т. Пинегина с матросом Ф. Шутковым блестяще провел соревнования в самом трудном (сложном по управлению) классе. В семи гонках они заняли последовательно 1, 2, 1, 1, 3, 5 и 5-е места.

За первые пять гонок они набрали такое количество очков, которое практически обеспечивало им первое место независимо от результатов двух последующих гонок.

Такого бурного старта и дальнейшего продолжения гонок не знал ни один победитель регаты по другим классам яхт.

В итоге регаты в «Звездном» классе впервые в мировой истории парусного спорта высокое звание олимпийских чемпионов было завоевано советскими спортсменами-парусниками Т. Пинегиным и Ф. Шутковым, которым и были вручены золотые олимпийские медали.

Вот что писалось в американском журнале «Ньюсуик» от 19 сентября 1960 года по этому поводу.

«Это был случай медленного угасания капитализма. На Олимпийских играх Советский Союз впервые завоевал золотые медали в парусном спорте — традиционной игре, забаве банкиров и биржевиков.

Ведь США имеют 1500 яхт «Звездного» класса. Советский Союз только 200».

«Русская победа — последняя вещь на Земле, которую мы ожидали»,— воскликнул Стенли Огильви из Нью-Йорка — вице-президент Международной ассоциации яхт «Звездного» класса. «Я не хочу делать слишком большое ударение на счастье — везение,— сказал Рилл Парке, который за« кончил состязания третьим. — Но Пинегин был в нужном месте в нужное время»

Победа Пинегина и Шуткова не случайна. Она явилась результатом исключительного трудолюбия обоих спортсменов, многолетней упорной тренировки, критического отношения к своим достижениям и промахам, несгибаемой воли к победе, умения сосредоточить все свои моральные и физические силы в каждой гонке, а также многолетнего спортивного опыта и разносторонней подготовки. Известно, что Пинегин и Шутков, помимо парусного спорта, в зимнее время регулярно занимаются буерным спортом и спортивными играми. В прошлом Пинегин показывал неплохие результаты в горнолыжном спорте, которым занимается до сего времени, а Шутков длительное время увлекался марафонским бегом. Для характеристики объема тренировочной работы, которую проделали Пинегин и Шутков по парусному спорту, достаточно сказать, что только за последние четыре года они приняли до 260 стартов в официальных, контрольных и тренировочных гонках, из которых 83 приходилось на 1960 олимпийский год, т. е. они прошли на яхте около 1500 миль.

Нельзя считать случайным успех молодого инженера-судостроителя Александра Чучелова, занявшего в классе «Финн» второе место и завоевавшего серебряную олимпийскую медаль. Уже много лет он входит в число сильнейших рулевых Советского Союза. В результате систематической тренировки в течение ряда лет на первенстве мира 1959 года по классу «Финн» Чучелов занимает седьмое место из 90 участников. Это его первое выступление на крупных международных соревнованиях.

За последние годы Чучелов проделал большую тренировочную работу, и его второе место в олимпийской регате тем более почетно, что он уступил только многократному чемпиону олимпиад и мировых первенств датчанину Паулю Эльвстрему. Серебряная медаль Александра Чучелова — несомненный успех советского яхтсмена. К сожалению, блестящие победы в отдельных гонках у него сочетались с явными неудачами. Об этом свидетельствуют 7, 1, 2, 10, 17, 2 и 8-е места, занятые им в семи гонках. Победа А. Чучелова во второй гонке раскрыла колоссальные возможности советского яхтсмена и поколебала традиционное мнение о непобедимости Пауля Эльвстрема.

Хорошие результаты показали Александр Шелковников (рулевой) и Виктор Пильчин (матрос) в классе «Летучий голландец». Они заняли шестое (призовое) место, опередив намного чемпиона мира 1958 года Р. Тэскера и 1959 года М. Капио.

Класс «Летучий голландец» для наших яхтсменов новый: его культивируют всего лишь три года, тогда как в других странах на «Летучем голландце» уже много лет участвуют в соревнованиях.

А. Шелковников в олимпийских гонках не полностью использовал свои большие возможности. Он очень неровно провел состязания, заняв в первой гонке 16-е место, р третьей и шестой — 4-е, а в пятой — 3-е места. В четвертой гонке А. Шелковников нарушил правило — подходя к верхнему поворотному знаку левым галсом, он не дал дорогу швертботу, идущему правым галсом,— и вынужден был сойти с дистанции. Если бы не эта досадная ошибка, он мог бы рассчитывать на значительно лучшее место.

Несмотря на ряд побед, завоеванных нашими яхтсменами на XVII Олимпийских играх, в то же время было выявлено и ряд серьезных недочетов.

Не все рулевые смогли показать высокое мастерство по использованию закономерностей заходов ветра на лавировке. Например, В. Горлов не учел изменений закономерностей заходов ветра в Неаполитанском заливе вправо от осевой линии дистанции после 12 часов дня (время старта). Как правило, со старта он далеко уходил на правом галсе влево и оттуда вынужден был возвращаться на верхний поворотный знак после захода ветра совершенно невыгодным острым курсом, проигрывая гонку в самом начале.

Многие яхтсмены учли неустойчивость в направлении ветра и до его захода придерживались осевой линии или вели лавировку по правой стороне дистанции. Получив ожидаемый заход ветра, яхтсмены стремились как можно быстрее достигнуть верхнего поворотного знака, чтобы вовремя попасть в лидирующую группу и на первом бакштаге оторваться от остальных гонщиков.

В «5,5-метровом» классе победу одержал американец Д. О'Дэй на яхте «Минотавр». Он сильно оторвался от датчанина Вильяма Бернтсена, занявшего второе место, и швейцарца Коппоне, выступавшего рулевым на яхте «Балерина IV» собственной конструкции и занявшего третье место.

Ошибкой Э. Стайсона был плохой старт. Два фальстарта, которые он имел в двух гонках, говорили о его неумении ориентироваться на старте.

Два фальстарта — это две проигранные гонки, которые оттянули Э. Стайсона по сумме очков на 16-е место и не дали ему возможности попасть в зачетную шестерку сильнейших гонщиков в классе «Дракон».

Довольно неожиданно победу в классе «Дракон» одержал греческий принц Константин, занявший первое место на яхте «Ниреорс». Ему всего лишь 21 год.

Драматически завершилась регата для основного претендента на золотую медаль в этом классе аргентинца X. Салас, который в предпоследней гонке был дисквалифицирован за нарушение правил по протесту итальянца А, Косентино. Лидер гонок X. Салас занял второе место, А, Косентино — третье.

В итоге Олимпийской регаты в Неаполе олимпийская команда яхтсменов СССР завоевала одну золотую медаль в «Звездном» классе, одну серебряную медаль в классе «Финн» и заняла призовое 6-е место в классе «Летучий голландец».

В неофициальном общекомандном зачете, который обычно ведет пресса, советская олимпийская команда набрала в Неаполе 13 очков вместо предполагаемых 6.

По количеству медалей и очков, набранных советскими яхтсменами в Олимпийской регате, наша команда после команды Дании заняла второе место в мире и вытеснила команду яхтсменов Америки на третье место.

Таким образом, после многолетнего отставания в парусном спорте от крупнейших капиталистических стран наша страна, как заметила иностранная пресса, «превратилась во вторую спортивную парусную державу мира».

Таблица медалей и очков, полученных за шесть первых мест яхтсменами отдельных стран на XVII Олимпийских играх

Медали Места

Сумма

Страны-участницы

золот.

серебр.

бронз.

4-е

5-е

6-е

очков

1.Дания

1

2

1

18

2. СССР

1

1

1

13

3. США

1

1

11

4. Норвегия

1

1

10

5 Италия

1

1

8

6. Греция

1

— .

7

7. Аргентина

1

1

7

8. Швейцария

1

1

6

9. Португалия

1

5

10. Бельгия

1

4

11. Объединенная команда Германии

1

4

12. Австралия

1

3

13. Родезия

1

3

14. Бразилия

1

2

15. Голландия

1

2

16. Канада

1

2

17. Швеция

1

2

18. Багамские о-ва

1

1

19. Великобритания

1

1

20. Новая Зеландия

1

1

Из таблицы видно, каких больших успехов добились советские парусники по сравнению с другими странами. Достижение советских яхтсменов высоко оценено Коммунистической партией и Советским правительством. Лучшие спортсмены и тренеры были награждены высокими правительственными наградами: олимпийские чемпионы Т. Пинегин и Ф. Шутков награждены орденами «Знак почета». Им также присвоено "высшее спортивное звание — заслуженных мастеров спорта СССР. Медалями «За трудовую доблесть» награждены А. Чучелов и И. Лавров, «За трудовое отличие» — А. Шелковников и В. Пильчин.

Если сравнить результаты 15 сильнейших стран на последних трех олимпиадах^ то станет очевидным значительный рост спортивного мастерства по олимпийским классам яхт почти во всех странах. Это подтверждается резким изменением и перестановкой соотношения спортивных результатов в странах мира.

Ряд сильнейших стран — США, Швеция, Англия, Австралия и другие,— традиционно показывавших высокие спортивные результаты почти на всех олимпийских регатах, на XVII Олимпийских играх потерял свое ведущее положение. В ведущую группу яхтсменов мира впервые вошли команды таких стран, как Дания, СССР, ФРГ и другие.

Сравнительная таблица результатов в XV, XVI и XVII

Олимпийских играх, показанных командами яхтсменов 15 сильнейших стран

Страны-участницы

XV Олимп, игры 1952 г.

XVI блимп. игры 1956 г.

XVII Олимп, игры 1960 г.

к-во очков

место

к-во очков

место

к-во очков

место

1. Дания

15138

6

13232

6

24555

1

2. СССР

8818

14

10 676

8

24 150

2

3. США

20813

2

20880

1

23569

3

4. Италия

19320

4

18067

4

21877

4

5. Объединенная команда Германии

14903

9

11008

7

20714

5

6. Норвегия

20176

3

7060

12

19764

6

7. Швейцария

11635

11

Не участв.

18785

7

8. Великобритания

15039

7

18696

2

18519

8

9. Португалия

14922

8

5827

14

17250

9

10. Багама

9042

13

8405

11

17056

10

11. Австралия

5504

15

18251

3

16971

11

12. Франция

10015

12

9518

9

16075

12

13. Канада

12138

10

9019

10

15180

13

14. Аргентина

15651

5

6888

13

14818

14

15. Швеция

22719

1

15240

5

12886

15

Из таблицы видно, что сборная команда СССР из года в год улучшала свои результаты и последовательно с 14-го места в 1952 году передвигалась на 8-е место в 1956 году и на 2-е в 1960 году.

Рост достижений советских спортсменов-парусников по отдельным классам яхт можно проанализировать по следующей сравнительной таблице мест, занятых олимпийской командой СССР в последних трех олимпиадах.

Занятое место

Класс яхт

в XV Олимп, играх в Хельсинки

в XVI Олимп, играх в Мельбурне

в XVII Олимп, играх в Неаполе

5,5-метровый"

16-е из 16

8-е из 10

14-е из 19

Дракон

15-е из 17

11-е из 16

16-е из 27

Звездный

17-е из 21

8-е из 12

1-е из 26

Швертбот- двойка

7-е из 13 -(класс 12 м шарпи)

6-е из 31 (класс Летучий голландец")

Финн

12-е из 28

12-е из 20

2-е из 35

Небезынтересно вспомнить, что в Мельбурне на XVI Олимпийских играх командор яхт-клуба «Сант Кила» Роуз — видный яхтсмен Австралии — сказал советским яхтсменам, что понадобится не менее 20 лет, чтобы они добились таких же результатов, какие были достигнуты на XVI Играх сильнейшими гонщиками. Предсказание мистера Роуза не сбылось. Советским яхтсменам потребовалось для этого всего лишь четыре года.

Как же смогли советские яхтсмены за сравнительно короткий период добиться высоких результатов, показанных на XVII Олимпийских играх?

Эти успехи, конечно, не случайны. Они являются результатом упорной работы всего нашего спортивного парусного актива, и прежде всего наших тренеров, которыми был разработан и внедрен в практику тренировочной работы сборной команды совершенно новый, наиболее прогрессивный, соревновательный метод подготовки, предусматривающий резкое повышение тренировочной нагрузки и доведение ее для членов и кандидатов сборной команды как минимум до 65—75 стартов в год на официальных, отборочных и тренировочных гонках. Тем самым тренировочная нагрузка наших спортсменов была приведена в соответствие с нагрузкой ведущих гонщиков мира. Рост объема тренировочной нагрузки ясно виден из следующей сравнительной таблицы двух последних олимпийских циклов подготовки нашей олимпийской команды.

Годы

Наименование

1953

1954

1955

1956

1957

1958

1959

I960

Количество стартов по годам

20

27

50

66

50

57

95

81

Количество стартов по циклам подготовки

163

283

По сравнению с зарубежными яхтсменами наши гонщики выполнили большую тренировочную работу. Например, сильнейшие гонщики США I960 году имели в среднем по 25—30 стартов, Австралии — от 30 до 45 стартов, Бразилии — от 10 до 15 стартов.

Интересно, что в классе «Летучий голландец» чемпион мира австралиец Р. Тэскер в 1960 году имел 26 стартов в разных гонках и занял на XVII Олимпийских играх 18-е место, итальянец М. Капио — 30 стартов и занял 12-е место, а немец Р. Мул ко — 45 стартов и занял 3-е место. Характерно, что тот из гонщиков, кто имел больше стартов, показал лучшие результаты.

Команда Дании, набравшая наибольшее количество очков в Олимпийской регате, проводила ежегодно очень большую тренировочную работу. Достаточно сказать, что чемпион Олимпийских игр в классе «Финн» П. Эльвстрем перед регатой тренировался два раза в день (утром и вечером по 3—4 часа за раз). Ежедневно выходили на тренировки и все остальные участники этой команды, правда по одному разу в день, как и наша команда, но на 5—7 часов.

Из таблицы видно, что накануне Олимпийских игр команда СССР выполнила почти в два раза больше тренировок на воде, чем перед XVI Олимпийскими играми. Если эту работу выразить в наплаванном на яхте расстоянии, то протяженность плавания в среднем составит в олимпийском цикле 1953—1956 годов — около 3000 миль, а в олимпийском цикле 1957—1960 годов — около 5000 миль.

Основной объем выполненной работы приходится на предолимпийский и олимпийский годы (1959 и 1960), когда соревновательный метод особенно активно внедрялся в практику тренировочной работы. За эти годы членами олимпийской команды было принято 175 стартов, т. е. столько же, сколько за весь олимпийский цикл 1953—1956 годов. Характерно, что за 1959—1960 годы имел место резкий рост достижений наших спортсменов на международных соревнованиях (Балтийская, Варнемюнденская, Генуэзская регаты, первенства мира в классах «Финн» и «Летучий голландец», Олимпийские игры). Это подтверждает правильность избранного метода.

Главное внимание в процессе тренировочной работы с олимпийской командой было сосредоточено на специальной, психологической и волевой подготовке. Это вызвано условиями парусных гонок, в которых психологическая деятельность с большим нервным напоя преобладает над физической работой.

Необходимость .усиленной психологической подготовки вызвана большим количеством элементов так-,тики, присущих парусным гонкам.

Спортивное совершенствование яхтсменов было направлено на необходимое накопление гоночного опыта, на постоянное совершенствование разносторонних тактических приемов (в защите и в нападении на лавировке и на полных курсах, в умении использовать для этой цели правила парусных соревнований), а также на освоение множества способов технических приемов в гонках.

Главным средством специальной подготовки было систематическое участие в течение круглого года членов и кандидатов сборной команды в тренировочных, контрольных, отборочных гонках и в официальных соревнованиях в летний период по парусному спорту, а в зимнее время — по буерному спорту. Учебно-тренировочные занятия сборной команды- также проводились в виде нескольких серий гонок. В 1960 году было проведено по календарю Федерации парусного спорта СССР семь таких серий, кроме того, сборная команда приняла участие в нескольких сериях и отдельных гонках, проведенных спортивными обществами и местными организациями. Большое место также занимала работа, проделанная по подготовке и настройке на предельно высокие ходовые качества материальной части яхт. Это объясняется тем, что парусный спорт является техническим видом спорта, где результаты яхтсменов находятся в прямой зависимости от состояния и ходовых качеств материальной части.

Третье место по значимости в работе с олимпийской командой занимает физическая подготовка, которой в 1960 году было уделено значительно больше внимания, чем в предыдущие годы. Физическая подготовка способствовала значительному укреплению здоровья участников и позволила провести усиленную специальную подготовку непосредственно по парусному спорту.

Теоретическая подготовка в основном проводилась в форме разборов предыдущей тренировки, что также способствовало более активному » сознательному усвоению участниками- наиболее совершенных технических и тактических приемов, а также критической оценке собственных ошибок. Кроме того, участникам прочитали ряд лекций и докладов по ряду теоретических вопросов парусного спорта, правилам соревнований, правилам классификации, постройки и обмера яхт, на политические и общеобразовательные темы.

Судя по итогам Олимпийской парусной регаты в Неаполе, вся эта работа не пропала даром. Однако Олимпийские игры показали отставание нашей команды в росте спортивного мастерства в «5,5-метровом» классе и классе «Дракон».

Одним из недостатков выступления наших спортсменов в классах «5,5-метровый» и «Дракон» были ошибки, допущенные и в неудачном комплектовании команд этих яхт.

Итоги, подведенные после прошедших XVII Олимпийских игр Федерацией парусного спорта СССР, позволили сделать следующие выводы:

1. Неудовлетворительное качество материальной части яхт, выпускаемых нашими верфями спортивного судостроения, по сравнению с яхтами лучших зарубежных фирм, как по конструктивным особенностям, так и по качеству материалов, применяемых для изготовления яхт, и особенно парусов, дающих преимущество в скорости.

Крайне слабая деятельность конструкторских бюро наших верфей, которые за последние годы не разработали ни одного проекта современных гоночных яхт «5,5-метрового» класса с высокими ходовыми качествами. Доказательством этому являются низкие результаты в «5,5-метровом» классе и классе «Дракон», показанные нашими спортсменами на яхтах, построенных Ленинградской верфью ВЦСПС по специальному заказу для олимпийской команды.

2. Медленное проведение экспериментальных работ по изысканию специальных парусных тканей из искусственного волокна типа супердакрон и нейлон. Отсутствие производства этих тканей в нашей стране тормозит широкой массе спортсменов-парусников повышение ходовых качеств яхт за счет применения более совершенных парусов и, таким образом, достижение высоких результатов.

3. Отсутствие строительства новых яхт-клубов и спортивных парусных баз. За последние годы спортивный парусный флот йырос в физкультурных организациях в несколько раз. В то же время в таких городах, как Москва, Ленинград, Одесса, Севастополь, Николаев, Владивосток и многие другие, где имеется большое количество яхт и занимающиеся парусным спортом, не построено ни одного благоустроенного яхт-клуба, что является огромным препятствием для развертывания учебно-тренировочной и спортивной работы по парусному спорту. По той же причине в физкультурных организациях не созданы самые элементарные условия для правильной эксплуатации, стоянки, ремонта и хранения дорогостоящих яхт. Отсутствие крупных баз всесоюзного значения на Балтике и на Черном море ставит в крайне тяжелое положение Федерацию парусного спорта СССР при проведении крупных всесоюзных и международных соревнований, а также учебно-тренировочных сборов олимпийской команды СССР.

4. Все еще недостаточно внедряется в практику подготовки сборных команд спортивных обществ и ведомственных организаций, а также широкой массы яхтсменов соревновательный метод тренировки как основное условие спортивного совершенствования по парусному спорту. Препятствием широкому применению соревновательного метода в подготовке спортсменов-парусников и выдвижению из среды молодежи перспективных яхтсменов является недостаточное количество соревнований, проводимых по парусному спорту центральными советами спортивных обществ и республиканскими и светами Союза спортивных обществ и организаций.

Многие спортивные общества и ведомственные организации («Динамо», ДОСААФ, «Локомотив», «Спартак» и др.) не проводят всесоюзных соревнований по парусному спорту вовсе, а ряд обществ ограничивается проведением только отборочных соревнований в сборные команды с узким кругом участников.

В настоящее время имеются все условия для включения парусного спорта в программу Спартакиады народов СССР. Распространение парусного спорта в СССР значительно расширилось. Он культивируется почти во всех союзных республиках.

5. В процессе тренировочных занятий с широкой массой спортсменов-парусников недостаточно уделяется времени для тактической и технической подготовки.

Поэтому даже лучшие яхтсмены страны не располагают необходимым запасом разносторонних тактических приемов для ведения гонок На лавировке и на полных курсах, на старте и на финише, в защите и в нападении при обгонах; слабо владеют умением раскладывать галсы при изменении гидрометеорологической обстановки и особенно при заходах ветра имеют низкую технику старта, не владеют точным расчетом взятия старта и выбора места для него, преждевременно выходят на линию старта и сбавляют ход или опаздывают занять наиболее выгодное положение на старте;

требуется серьезная доработка слаженности экипажа яхт в работе на руле и на шкотах, в техническом выполнении поворотов как при перемене галсов, так и при огибании поворотных знаков, в постановке, несении и уборке дополнительных парусов, а также в управлении яхтами на полных курсах в целом.

6. Среди тренеров и спортсменов все еще существует недооценка значения систематического повышения общей физической подготовки как необходимой базы для достижения высоких результатов непосредственно по парусному спорту, вследствие чего не уделяется должного внимания физической подготовке в повседневной работе яхт-клубов и парусных секций. Мало проводится соревнований с членами яхт-клубов по таким видам спорта, как плавание, гребля, лыжи, спортивные игры.

7. Слабо поставлена работа в яхт-клубах со школьниками. Почти не проводятся юношеские соревнования по морскому спорту в городах и в яхт-клубах. Органы народного образования, советы Союза спортивных обществ и организаций и спортивные общества профсоюзов и ведомств не организуют при яхт-клубах детских спортивных школ по парусному спорту.

8. Не организована в институтах физической культуры подготовка кадров квалифицированных тренеров по парусному спорту с высшим физкультурным образованием.

Олимпийские игры явились серьезным экзаменом для наших спортсменов. На них отчетливо были видны отдельные недостатки, слабые места в развитии тех или иных видов спорта. XVII Олимпийские игры стали хорошей школой, ' весьма полезным уроком и по парусному спорту. 

Добро пожаловать, Гость!
ВКонтактеFacebookОдноклассникиЯндексGoogleMAIL.RUTwitter

  все видео о классе ФиннОфициальный представитель Devoti Sailing в РоссииМагазин спортивной экипировки H2O - скидки для членов Ассоциации класса ФиннВнешТрейдСервис - официальный партнер Ассоциации класса Финн по поставке оборудования и снаряжения для организаций

Скоро день рождения

04 января
Ларионов Егор

05 января
Маханек Ян